ФЭНДОМ

Витамин D необходим для усвоения кальция.

Нехватка Править

Соответственно, при недостатке витамина D могут быть проблемы с зубами, костями, позвоночником, суставами, может начаться остеопороз.
Кроме того недостаток витамина D ослабляет иммунитет, увеличивает вероятность заболевания раком, сердечно-сосудистыми заболеваниями.
Доказана его эффективность в профилактике некоторых видов рака, ожирения, болезней сердца, депрессии. Наличие этого витамина в организме в достаточном количестве снижает риск развития респираторных инфекций.

Источники Править

Витамин D содержится в рыбьем жире, некоторых водорослях, некоторых сортах рыбы.
В значительно меньшей степени в сливочном масле, сыре и других жирные молочных продуктах, яичном желтке, икре, лесных грибах (выращенных не при искусственном освещении).
Основным источником промышленного получения витамина D служат дрожжи.

Облучение пищи ультрафиолетом увеличивает содержание в ней витамина D.
Соответственно, овощи, фрукты, ягоды, выращиваемые при солнечном свете должны содержать больше витамина D, чем продукты, выращенные в подвалах, теплицах, оранжереях.
В некоторых странах обрабатывают ультрафиолетом молоко и другие жирные продукты для насыщения их витамином D.

Витамин D образуется в эпидермисе кожи человека под воздействием ультрафиолетовых лучей солнечного света.
Но через стекло, одежду и крем от загара ультрафиолет, необходимый для синтеза провитамина, не проникает.
Также у темнокожих людей на солнце вырабатывается меньше провитамина чем у светлокожих.

Дефицит Править

Из-за недостаточной солнечной освещённости дефицит витамина D в течение года испытывают те, кто проживает выше 37-й параллели (г. Ереван), а те кто проживает выше 50-й параллели (г. Харьков) могут испытывать дефицит витамина D даже летом.

Ещё больший дефицит этого витамина у тех, кто работает в помещении, и ещё больше, у тех, кто потом ещё дома целый день находится в помещении и мало бывает на улице.

Для усвоения витамина D нужна желчь, поэтому при проблемах с жёлчным пузырём и желчью дефицит этого витамина увеличивается ещё больше.

Очевидно, что принимать витамин D в составе рыбьего жира нужно не в середине лета, когда солнца достаточно, а тогда, когда внутренние его запасы его исчерпаны и наблюдается минимум ясных дней. Видимо это конец осени и конец зимы.

Нормы пребывания на солнцеПравить

По некоторым оценкам, для обеспечения нормальной дозы витамина необходимо находиться с открытыми для солнечных лучей конечностями на полуденном солнце (в промежуток с 10 утра до 3 часов дня) по крайней мере дважды в неделю.
Людям со светлой кожей достаточно 5-минутной солнечной ванны, темнокожие должны находиться на солнце не менее получаса.

По другим оценкам необходимо 30 минут в день пребывания на солнце (фильм Большой скачок. Гормоны. На страже здоровья).

Факты о "дважды в неделю" и "5 минут" взяты из разных источников. Возможно "5 минут" имеется ввиду при полноценном загаре всем телом, а дважды в неделю пребывать на солнце нужно не 5 минут.
Иначе возникает несоответствие оценок: разве в северных регионах недостаточно будет того, что человек каждый день идёт 5 минут на работу и с работы на солнце и помимо того бывает на улице.

Необходимо помнить, что от солнца нужно получать не только ежедневную потребности в витамине, но также и запас витамина на зиму и на пасмурные дни.

Слишком длительное пребывание на прямых солнечных лучах вредно для кожи.

Нахождение в тени и облачная погода могут сократить синтез провитамина на 60%.
Через стекло, одежду и крем от загара ультрафиолет, необходимый для синтеза провитамина, не проникает.
Достаточное количество витамина вырабатывается кожей при регулярном облучении в солярии, однако это может привести к раку кожи.

Для получения бесплатного витамина D в "бесплатной аптеке" от солнца можно решить использовать правило "ни дня без солнца": каждый день без исключений выходить на солнце хоть на 15 минут.
А если сделать одно исключение, а следующий день окажется пасмурным, то это будет уже два дня без солнечного витамина, это уже плохо.

Для повышения выработки витамина D на солнце можно постричь голову налысо.... ... шутка :)

Возможные симптомы дефицита Править

  • выпадение и разрушение зубов;
  • мышечная слабость;
  • болезненное утолщение суставов;
  • потеря аппетита;
  • бессонница;
  • снижение веса;
  • постоянная депрессия;
  • ухудшение зрения;
  • жжение во рту и в горле.

Невыясненные вопросы Править

Необходимо разобраться какие продукты и как (сколько времени) можно насыщать витамином D на солнечном свете.

Статьи по теме Править

См. также: